Администрация муниципального образования Надымский район    |    Департамент образования ЯНАО
Для слабовидящих
20 Январь 2018, Суббота, 06:24
ПРИЕМНАЯ: + 7 (3499) 53-52-79
Виртуальная приемная →
Январь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
Январь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
Отписаться
Министерство образования и науки РФ
Единый государственный экзамен
Администрация муниципального образования Надымский район
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)
Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Памятные даты военной истории России
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Педагогическая весна – 2017
Видеоролики лучших практик организации образовательного процесса и пространства
Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ

Публичный доклад за 2015-2016 учебный год "Современное образование: реальность или иллюзия эффективности управленческих и педагогических решений"


        Тема публичного доклада «Современное образование: реальность или иллюзия эффективности управленческих и педагогических решений» отличается от предыдущих тем публичных докладов. В основе предыдущих тем докладов лежала локальная профессиональная проблема, актуальная для решения в конкретный период, мы анализировали её состояние и определяли задачи на развитие (слайд 2).
 
          Сегодня постараемся понять насколько в целом система образования, сформированная в Надымском районе, отвечает требованиям переходного периода к постиндустриальной цивилизации, когда лидирующая роль переходит от материального производства к сфере услуг, а информация и знания становятся основным ресурсом.  
          Давайте вспомним, а как это было в начале двухтысячных (видео).
 
          Анализируя деятельность системы образования за 2015/2016 учебный год, сопоставляя в динамике за три-десять лет ответим на вопросы. 
          Происходящие изменения:
 • адекватны современным направлениям развития государства и общества?
 • обеспечивают ли формирование у детей и подростков компетенций, которые позволят им быть успешными в 21 веке?  
          В данном контексте вспомним схему, представленную в докладе Сидровой И.К. в 2014 году. Мы видим её на слайде. Насколько педагогическое и гражданское сообщество готово формировать у детей компетенции будущего? (слайд 3)
 
          Все эти вопросы требуют совместного обсуждения, так как ответственность за качество образования в равной степени разделяют государство (в лице региональной и муниципальной власти), общество (в лице общественных организаций, работодателей) и непосредственные участники образовательного процесса: управленцы, педагоги, родители и обучающиеся. Только конструктивное, взаимообогащающее взаимодействие обеспечит достойный результат - качество жизни личности в «изменяющемся мире». (слайд 4) 
 
            Начнем с неоспоримого факта: образование – элемент государственной политики. Государство определяет свои интересы в области образования, выполняет управляющие функции в интересах всего общества. Выдвинем гипотезу: «Если образование в Надымском районе отвечает требованиям государства, то оно современное». (слайд 5) 

            Требования и задачи государства оформлены в нормативные документы и проекты. Своевременность, обоснованность и взвешенность стратегического управления департамента образования ЯНАО и Администрации муниципального образования Надымский район – залог успешной реализации дорожных карт и планов в муниципальной системе образования. (слайд 6)
 
            Основополагающими документами, определяющими изменения содержания и структуры образования, являются Федеральные государственные стандарты (ФГОС). В общей сложности в районе по новым стандартам обучаются 100% воспитанников детских садов и 77,4% школьников. 
            В рамках новых стандартов изменилась структура индивидуализации обучения. В начале века лишь в трёх классах формировалась практика профильного обучения. В прошедшем году - профильные классы были открыты в 16 (84%) школах по 14 направлениям. В течение года состоялись 88 профессиональных проб в рамках 41 договора о сотрудничестве с организациями Надымского района. С сентября 2015 года на базе СОШ №1 г. Надыма в сотрудничестве с «Газпром добыча Надым» действует Газпром-класс, который дал старт открытию с этого года ещё одного «Газпром-класса» на базе Центра образования в Пангодах, «Транспорт/МЧС-класса» в 5 школе, «Медкласса» в школе № 9 и «Педкласса» в надымской гимназии. Развитие практики корпоративных классов – это реальное заинтересованное участие работодателей в формировании качества выпускника. 
            Сегодня 8 школ предоставляют возможность обучения по индивидуальным учебным планам, в начале века такой практики не было. (слайд 7)
  
            Все школьники, обучающиеся по ФГОС, обеспечены в рамках регионального проекта «1 ученик – 1 компьютер» персональными нетбуками. В начале века на 1 персональный компьютер приходилось 19 человек, ни одна образовательная организация не была подключена к сети Интернет. Сегодня все учреждения находятся в зоне покрытия Wi-Fi.
О дистанционных образовательных технологиях в начале века не шло и речи. Сейчас мы имеем 3 центра дистанционного обучения. Учебный процесс 11 школ осуществляется посредством электронных форм учебников. Электронный дневник и журнал, система «Сетевой город. Образование» - составляющие организации образовательного процесса. (слайд 8)
 
            Для качественного обучения в рамках новых стандартов ежегодно из средств регионального бюджета выделяется в среднем не менее 90 млн. рублей для приобретения развивающего оборудования в школы и детские сады. За полтора десятилетия в самостоятельную образовательную отрасль развилась робототехника. Если на рубеже веков условия заниматься научно-техническим творчеством имелись только в ЦДТ, то теперь это практика 13 образовательных организаций. Количество детей, занимающихся научно-техническим творчеством, выросло с 753 человек в 2009 году до 2353 в 2015 году. Возрастной ценз понизился с 15 до 4 лет. Надымский район является базовым для проведения окружной Ассамблеи юных изобретателей. (слайд 9) 

            Важным ориентиром для современного образования являются задачи, сформулированные в «майских» Указах Президента РФ.
Реализуя дорожную карту по доступности дошкольного образования в Надымском районе сделаны важные шаги по передаче детских садов из системы Газпром. С 2010 года 5 детских садов стали муниципальными. На 42% увеличилось количество детей, получающих услуги в муниципальных детских садах (сегодня - 4307 детей). Очереди на получение места в детском саду детьми от 3 до 7 лет - нет. 270 дошколят, что на 50 человек больше, чем в прошлом году, посещают группы кратковременного пребывания. (слайд 10) 

            Результативны управленческие действия по ликвидации в школах района второй смены. Сегодня во вторую смену обучается всего 2,9% учеников в четырёх школах, что на 16% ниже регионального показателя (2015г. – 18,9%), в рейтинге – это 3 позиция из 13 муниципалитетов по Ямалу. (слайд 11) 
 
            
В русле исполнения майских Указов развиваем инфраструктуру для талантливых и одарённых детей. Для мотивированных обучающихся предложены программы углубленного изучения предметов, программы 27 научных обществ (в начале века – 17), свыше 300 программ дополнительного образования разной направленности. Пространство образовательных организаций становится мобильным и содержательно насыщенным: созданы развивающие площадки (статистику и фотографии Вы видите на слайде), которые позволяют активно внедрять внеаудиторные формы развития способностей детей. (слайд 12) 
 
            По итогам первого года реализации дорожной карты по обеспечению доступности учреждений разработаны паспорта. Впервые с этого учебного года началось поступление оборудования для детей с нарушением слуха, подъёмников и интерактивных киосков с программным обеспечением. Устанавливаются пандусы.  
            В соответствии с особенностями детей-инвалидов и детей с ОВЗ предоставляется выбор форм обучения: адаптированные программы, программы компенсирующей направленности, индивидуальное обучение на дому, дистанционное обучение. С 1 сентября 2016г. 2% первоклассников данной категории детей приступят к обучению по новым, специальным, стандартам. Особое внимание уделяется вопросам профориентации. (слайд 13)
 
            В динамике находится процесс повышения заработной платы педагогов школ и детских садов, результаты видим на слайде.
Государство, в лице федеральных, региональных органов власти, а также Администрации Надымского района, активно работают по развитию кадрового потенциала образования. Все педагоги прошли курсовую подготовку в рамках новых ФГОС, на очереди повышение квалификации педагогов, работающих с детьми–инвалидами; поддерживаются педагоги, получающие высшее образование и квалификационные категории. За 15 лет на 14% выросла доля педагогов школ с высшим образованием (2000 г. – 74,3%, 2016г. – 87,7%). (слайд 14)
 
            Стратегические приоритеты государства отражаются и в росте финансирования сферы образования. Если в 2005 году консолидированный бюджет муниципальной системы образования составлял 551 584 тысяч рублей, то в 2016 году - 3 184 188,2 тысяч рублей, из них 58% - средства регионального бюджета. В бюджете муниципального образования Надымский район – бюджет образования составляет большую часть - 51% (47% в 2015 году). 
            Региональная и муниципальная бюджетная политика, плановый характер выборочных капитальных и текущих ремонтов обеспечивают возможность всем школьникам и дошкольникам обучаться в зданиях, обладающих современной технологической инфраструктурой и отвечающих строительным нормам, пожарным требованиям и санитарно-эпидемиологическим правилам. В районе нет аварийных зданий образовательных организаций. 
            Эффективность антитеррористической защищённости всех образовательных организаций – «Высокая». Все организации имеют систему видеонаблюдения. (слайд 15)
 
            Итак, названные ключевые факты и показатели характеризуют систему образования Надымского района накануне 1 сентября 2016г. Предлагаю всем, кто читает публичный доклад, принять участие в интерактивном голосовании и ответить на вопрос: на основании приведённых фактов наша гипотеза подтвердилась или нет? (Голосование)
  
            Все вышеназванные меры привели к формированию современной образовательной среды. Но среда - это условие для достижения главного результата: сформировать конкурентоспособного выпускника, которому жить завтра, а значит – развивать российскую государственность и экономику будущего, повышать качество жизни человека. Это заказ общества, работодателей, родителей и детей. 
            Для того, чтобы сделать вывод современно ли надымское образование с этой точки зрения, тоже выдвинем гипотезу: «Образование современное, если выпускники обладают компетенциями, нормативно закрепленными в новых государственных стандартах». Остановимся на некоторых из них. (слайд 16) 


            Начнем с общекультурной компетенции. Современный выпускник должен обладать гражданской идентичностью: быть патриотом, уважать прошлое и настоящее страны. Не уменьшается доля детей, занятых в деятельности музеев и музейных комнат. Растёт доля детей, занятых в объединениях патриотической направленности и детских (молодёжных) организациях и движениях. 107 обучающихся входят в состав 10 поисковых отрядов, которые принимают участие в экспедициях по местам боевых сражений.
            До 80% выпускников кадетского класса и Центра «Альфа» поступили в технические вузы, связанные со специализацией, или связали свою жизнь с профессией военного.
 
            Практически все обучающиеся детских садов и школ участвуют в мероприятиях, посвящённых Дню Победы. Это хорошая традиция Надымского района. С каждым годом растёт число школьников, участвующих во Всероссийской олимпиаде по основам православной культуры. 
            Перечисленное – достойные факты развития гражданско-патриотических начал у ребёнка. (слайд 17) 
 
            Сегодня как никогда актуальна задача формирования у детей здорового активного образа жизни. 66% школьников занимаются физической культурой и спортом во внеурочной деятельности, 36,5% – в рамках дополнительного образования. 80 школьников с 2016 года станут члены первых школьных спортивных клубов. 
            Ежегодно до 1,5 тысяч детей участвуют во Всероссийских проектах физкультурной направленности. Как один из показателей уровня сформированности позитивного отношения к собственному здоровью выступает проведённое в прошедшем учебном году социально-психологическое тестирование обучающихся 9-10-х классов, направленное на раннее выявление риска немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.  Дали согласие и прошли тестирование 94% старшеклассников (1144 чел.). По результатам тестирования установлено, что почти у 87% – низкий уровень риска, 12% обучающихся не имеют риска возможного потребления наркотических веществ. 

            Отработанный комплекс профилактической работы, пропаганды здорового образа жизни обеспечил устойчивую тенденцию к снижению количества детей, состоящих на различных видах профилактического учёта, с 192 до 81 обучающегося. В начале века это было 192 школьника. Положительна динамика снижения административных правонарушений по статье 20.22 Кодекса об административных правонарушениях РФ. За последние три года нет дорожно-транспортных происшествий, совершённых по вине детей. 

            Вместе с тем, продолжают фиксироваться факты ранней беременности среди несовершеннолетних обучающихся. 9% несовершеннолетних состоят на профилактических учётах в течение продолжительного времени: от 2,5 до 6 лет. Данные факты говорят о недостаточном качестве адресной профилактической работы со стороны не только работников системы образования, но и родителей, общественности. (слайд 18) 

             Стандарт определяет, что современный выпускник должен обладать умениями и навыками саморазвития и самоопределения, построения индивидуальной образовательной траектории. Выпускник должен быть готов ставить цели и строить успешные жизненные планы (компетенция личностного самосовершенствования).  
            По итогам мониторинга большая часть выпускников детских садов готовы к обучению в школе, умеют управлять своим поведением, хорошо осваиваются в новой обстановке - организовывают свою деятельность. 
            Более 40 детей - будущих первоклассников, проживающих в тундре, овладевали навыками саморазвития и самостоятельности благодаря разнообразным формам кочевого образования.
Растёт количество старшеклассников, определившихся с выбором своей будущей профессии. В 2016 году почти 93% старшеклассников обучаются в профильных классах. Количество выпускников, сдававших 5 и более предметов, снизилось на 5,9%. В то же время, на 2,7% увеличилось количество выпускников, сдававших 3-4 предмета. 71% выпускников 2015 года поступили в вузы в соответствии с выбранным профилем обучения, это на 11 % больше, чем в 2013 г.  
            В рамках сетевого взаимодействия 2 ученика с ограниченными возможностями здоровья прошли обучение на базе Центра дистанционного обучения Открытой школы по дополнительным образовательным программам. 
            Сегодня 387 (35%) старшеклассников обучаются по индивидуальным учебным планам. 
            Свыше 37% старшеклассников (413 учеников) в свои образовательные маршруты включили обучение на выездных и дистанционно-заочных сессиях, спецкурсах и элективных курсах, разработку проектов на базе организаций высшего профессионального образования. 
            С целью реализации образовательных перспектив 14% школьников занимаются в научных обществах. В 2000 году – это 7%. Только за прошедший год на 5% увеличилось число участников проектно-исследовательской деятельности. Впервые в 2015/2016 учебном году обучающиеся Надымского района вошли в олимпийскую сборную округа.  
            Для личностного самосовершенствования большую роль играет доступность и качество дополнительного образования. В начале века дополнительными образовательными программами было охвачено 91,5% школьников, в текущем году– 92% детей в возрасте от 5 до 18 лет. Для сравнения: по Ямалу показатель составляет 63%. 
            Однако сегодня лишь для 45% детей школьного возраста предоставлена возможность выбора не менее 3 доступных качественных услуг дополнительного образования (при плановом значении 2015 г. – 70%). 
            Глубокого анализа педагогической деятельности требуют следующие факты: каждый третий первоклассник недостаточно хорошо может управлять своим поведением и организовывать собственную деятельность, каждый пятый – трудно адаптируется к новой обстановке. Больше трети детей не умеют организовать свою учебную деятельность дома, а, следовательно, будут испытывать трудности при выполнении домашних заданий. 
            Ежегодно есть выпускники, не преодолевшие минимальный порог на экзамене по выбору в ходе итоговой аттестации. Это выпускники, с которыми педагоги и родители не доработали: у выпускника не сформирована адекватная самооценка, он не определился с направлением своей профессиональной траектории. (слайд 19)
  
             Черта современного ребёнка - сформированная коммуникативная и информационная компетентность, что позволяет ему быть мобильным, уметь принимать решения в любой ситуации.
Почти 91% выпускников детских садов не испытывает трудностей при общении со сверстниками. В общении с учителем комфортно ощущает себя 94% первоклассников. Стоит отметить то, что проблемы в общении с учителем дети испытывают реже, чем в общении со взрослыми вообще. Это указывает на профессионализм педагогов, которым удаётся установить контакт с учениками и вызвать у них доверие.
 
            Современный выпускник понимает необходимость владения языковой и коммуникативной компетенциями, как средством общения в конкурентном мире: ежегодно растёт количество участников ЕГЭ по английскому языку и доля выпускников, показывающих отличный результат по предмету (80 и выше баллов): 2015 г. – 16,6% от сдававших, 2016 г. – 28% от сдававших. 
            35% (3070) обучающихся Надымского района уверенно демонстрируют уровень мобильности, участвуя в международных заочных и дистанционных Интернет конкурсах. 50 человек вовлечены в реализацию международных проектов.  
            По результатам двухлетнего использования электронных учебников, например, в детском саду «Умка» г.Надыма 98% детей групп старшего возраста владеют навыками ориентировки в интерактивных устройствах; 93% детей обладают навыками делать выводы из полученной информации; 89% детей способны ориентироваться в различных источниках информации. А ученики школы № 3 показывают явный рост уровня мотивации и качества обученности по предметам, изучаемым с применением электронных учебников. 
            Вместе с тем, данные мониторингов демонстрируют и другие результаты, требующие принятия коррекционных мер. 9% первоклассников испытывают трудности в общении со сверстниками и 6% - испытывают дискомфорт в общении с учителем. 
            Больше трети старшеклассников не обладают достаточным уровнем навыков извлечения информации, представленной в различном формате; не умеют интегрировать информацию из разных источников, выделять и критически ее оценивать. 
            Только в 6 школах (30%) созданы и  функционируют информационно-библиотечные центры и 1 библиотека-медиатека.(слайд 20)
 
            В 21 веке не теряет актуальности социально-трудовая компетентность. 
            Серьезные навыки общественной деятельности формируются у детей, занятых в различных организованных объединениях. В 2015/2016 учебном году свыше 55 % школьников вовлечены в работу общественных объединений и волонтерских движений. Старшеклассники стали инициаторами ряда районных дел. Надымчанам хорошо известны проекты органа самоуправления второй школы "Квест-экскурсия "Прикоснись сердцем к подвигу", шестой школы - "Читающий автобус", Центра детского творчества – "Даёшь положительный заряд Надыму!".  
            Вместе с тем, делая акцент на социально-значимые проекты, на второй план ушли проекты, способные изменить отношение к труду, в том числе к общественно-полезному. Требуется больше коллективных дел, значимых для детей и мотивирующих их к труду. Достойные примеры проектов по благоустройству школьных дворов и школьных помещений есть в школах № 1,6,9, Центр образования. Но системной, данную работы, пока не назовёшь. (слайд 21) 
 
            Важной является учебно-познавательная компетентность, которая напрямую обеспечивает конкурентоспособность современного выпускника.
Младшие школьники демонстрируют уровень подготовки выше среднеокружных и общероссийских показателей, данные видите на слайде. 
            По данным мониторинга 60% десятиклассников способны использовать имеющиеся познавательные умения для разрешения межпредметных реальных проблем. Почти 82% девятиклассников показали высокий уровень сформированности умения извлекать информацию из текста и делать простые умозаключения, больше половины - обладают умением анализировать, интегрировать, формулировать более сложные выводы, умеют размышлять о сообщениях текста. 
            Сформированные компетенции подтверждаются данными итоговой аттестации. Стабильно около 15% выпускников показывают отличный результат по русскому языку (80-100 баллов). По 6 предметам вырос средний балл. Уменьшилось количество выпускников, не преодолевших минимальный порог по предметам по выбору. 
            В 2016 году нет выпускников из классов с углублённым изучением предметов, не преодолевших минимальный порог по предмету по выбору. Увеличилась доля выпускников из классов с углубленным изучением предметов, получивших по результатам ЕГЭ более 75 баллов (с 29,6 до 33,9%).  
            Растёт качество обученности детей-инвалидов в Центре дистанционного обучения.
            Но, вместе с тем, требуют анализа данные о качестве обучения в профильных классах. В 2016 году по 5 предметам были выпускники, изучавшие предмет на профильном уровне и не преодолевшие минимальный порог (в 2015 году таких предметов было 3). Доля выпускников, изучавших предмет на профильном уровне и получивших по результатам ЕГЭ высокие результаты (более 75 баллов), составляет лишь 3,5%. 
            Только у 40% десятиклассников сформировано умение анализа и планирования, у 50% – умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и планировать свои действия. Уже не первый год говорим об отсутствии положительной динамики в олимпиадном движении школьников. Наши результаты сопоставимы с результатами 2000 года, что видим на слайде. (слайд 22)
 
            Вернёмся к выдвинутой гипотезе.  
            Предлагаю продолжить интерактивное голосование и ответить на вопрос: на основании приведённых фактов подтвердилась ли выдвинутая гипотеза или нет? (Голосование) 
 

            Наш блиц-мониторинг показывает, что однозначно назвать образование современным с точки зрения формирования компетенций выпускника нельзя. Обратим внимание, что все приведённые позитивные факты находятся в диапазоне от 30% до 90%, значит система может считаться «достаточно современной». Термин не научный, но раскрывающий суть происходящего: педагог обеспечивает достаточный (не оптимальный) уровень компетенций, который может позволить выпускнику быть успешным в будущем. 
            Что же мешает педагогу обеспечивать оптимальный уровень? Выше мы определи, что внешние ресурсы для результативной и эффективной работы созданы. Следовательно, предметному анализу стоит подвергнуть внутренний ресурс: содержание деятельности педагога, насколько изменилась технологичность процесса обучения. 
            Во многом это определяется пониманием педагога особенностей проживания современных детей, их клипового мышления, дайджестного способа получения информации, другого типа мотивации. Часть педагогов перестроили методику работы и на слайде мы видим показатели качественного изменения подходов к процессу обучения.  
            Помимо новой технологичности процесса образования трансформировалась сама структура надымского педагогического сообщества. Традиционные методические объединения по предметным областям усилены и обогащены сетевыми объединениями по актуальным направлениям развития системы образования. В бесшовном режиме функционируют 23 интернет-сообщества педагогов. Педагоги Надымского района продолжают держать лидирующие позиции на Ямале в конкурсе лучших учителей на гранты Президента РФ и Губернатора ЯНАО. 10 учителей математики показали лучшие результаты в региональной профессиональной олимпиаде. (слайд 23) 

            Но есть и другие цифры, свидетельствующие о том, что деятельность педагога не стала по-настоящему практико-ориентированной с учётом современных тенденций. 30% педагогов школы владеют технологией дистанционного обучения. Используют технологию критического мышления 43% учителей, технологию «Дебаты» - 27%, технологию исследовательской деятельности - 12,4% воспитателей.
Обучение в основном остаётся вербальным. Дети затрудняются в самостоятельном поиске знаний и творчестве. 
            Если в 2000 году 33,4% педагогов школ имели высшую категорию, то в 2016 – это 14,5%. В 2000 году не имели категорий – 14 %, в настоящем– 34%.  
            Безусловно, есть объективные причины, и с этим нельзя не считаться: идёт обновление коллективов за счёт молодых специалистов. Если в 2000 году – это 3 человека, то в 2016 – 62 человека. 30% педагогов Надымского района – это молодые люди до 35 лет (региональный показатель 2015 г.- 25%). Увеличился отчетный документооборот.  
            Но есть и субъективные, решение которых зависти от личностных факторов. Затянулось время на перестройку понимания и отношения педагога, руководителя и родителя к современному образованию и ученику: его роли, особенностям, возможностям и ограничениям. (слайд 24)

 
            В первую очередь педагогу надо сместить акценты в образовательной практике: вместо констатации неспособности учеников к учению – надо решать задачи обеспечения успеха в обучении. На смену монолога педагога на занятии должны прийти диалог, дискуссия, постановка проблемных вопросов. Важно, чтобы педагог оптимально использовал все возможности современного оборудования, Интернет-сети, мозаичного построения процесса учения и воспитания для индивидуализации и мотивации обучения. Всё перечисленное - слагаемые профессионального стандарта педагога и воспитателя. 
            Наступило время и родителям переосмыслить свою роль в образовании ребёнка. В соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ» современный родитель должен занять позицию самостоятельного и полноправного субъекта образования своего ребёнка, имеющего «преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами». Эта статья закона должна стать определяющей в выстраивании взаимоотношения: родитель- педагог. Особо важна роль родителей в формировании у детей ценностей и мотивации к непрерывному образованию.  
            Конечно, за 15 лет семья изменилась. В рамках общей тенденции на 3% выросло количество неполных семей, на 15% уменьшилась доля родителей с высшим образованием. По итогам 2015 года на 39% увеличилось количество административных правонарушений, совершенных родителями (законными представителями), по неисполнению или ненадлежащему исполнению обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних (507). 
            Но с 2000 года более чем в 4 раза уменьшилось количество неблагополучных и малообеспеченных семей, в три раза стало меньше безработных родителей. С каждым годом отмечаем растущую активность родителей. За три года в 3,5 раза в образовательных организациях возросло количество Управляющих советов (14). Появилась практика Совета отцов, клубов родительского общения. В течение года больше половины родителей (56%) являлись активными участниками творческих дел, клубов общения, профилактических акции и других мероприятий. 
            Так, есть все основания считать, что отношения педагог-родитель развиваются на основе партнёрства и сотрудничества. Педагог должен способствовать повышению воспитательного потенциала семьи, поддерживать активную позицию родителей. Так, в течение 2015/2016 учебного года 14% родителей получили квалифицированную помощь педагогов-психологов.  
            Родители со своей стороны овладевают навыками со-управления процессом образования, демонстрируют ответственность за образование своего ребёнка. 
            Неслучайно доклад заканчиваю анализом педагогической и родительской среды. Педагог и родитель - два субъекта образовательного процесса, от которых зависит успешность каждого ребёнка. (слайд 25)
 
            А вот сформировать современный подход к связям «родитель-ученик-педагог», задать правильный вектор развития этим отношениям, своевременно внести коррективы и взять на личный контроль – это задача управленца. Сегодня успешен управленец, соединяющий потенциал внешних и внутренних ресурсов, являющийся лидером в коллективе. Директор и заведующий обязаны мыслить инновационно и широко: заниматься собственным саморазвитием и обеспечивать условия для развития коллег, реализовать и развивать свой творческий потенциал и потенциал коллектива. А самое главное, думать о результатах тех, кто идёт за тобой.  
            Руководители формально готовы к управлению в условиях реформ: 87% руководителей имеют второе профессиональное образование в сфере управления, все прошли курсы либо “директор 2020”, либо курсы на базе Высшей школы экономики. Руководители осознают важность управления по результатам, каждый управленческий шаг должен быть основан на анализе системных мониторингов. Что сделано в данном публичном докладе. (слайд 26) 


            Предмет для продолжения разговора сначала на каждой рабочей площадке, а затем в каждой образовательной организации – есть. Требуется комплексный и глубокий внутренний анализ, принятие адекватных задач на новый учебный год в соответствии с муниципальными. 
            Направления прорывов в управлении образованием очевидны:
            • Обеспечить технологическую и ресурсную эффективность образовательного процесса на основе своеобразия условий и задач современности;
            • обеспечить неформальный переход на компетентностный подход в обучении,
            • обеспечить действенный подход к проектированию связей «родитель-ученик-педагог», построенный на определении равной ответственности за будущее ребёнка. 
            Пусть год будет успешным для каждого участника образовательных событий: ребёнка и родителя, педагога и управленца! (слайд 27)