Администрация Надымского района    |    Департамент образования ЯНАО
Для слабовидящих
15 июня 2021, вторник, 05:17
ПРИЕМНАЯ: + 7 (3499) 53-52-79
Виртуальная приемная →

Новости отрасли

24 октября 2013
Актуальные вопросы введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНОГО КУРСА 
«Основы религиозных культур и светской этики» 
(вы спрашиваете, мы отвечаем) 

Уважаемые родители! 
Департамент образования благодарит общественность г.Надыма и Надымского района за активное участие в обсуждении введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предлагает вниманию ответы, экспертное мнение на наиболее актуальные вопросы по данной теме. 

 С 01 сентября 2012-2013 учебного года во всех школах Российской Федерации в 4-х классах введён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ). 
Решение о введении данного комплексного учебного курса принято Министерством образования и науки России на основании Поручения Президента РФ и Распоряжения правительства РФ. 

ВОПРОС: Почему изучение религиозных культур и светской этики включили в программу обучения общеобразовательной школы? 
ОТВЕТ: С сентября 2011 года в школах введены образовательные стандарты нового поколения.
Стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой народов России. Знакомство с основами религиозных культур и светской этики способствует достижению этих целей.
Преподавание основ религиозных культур в школах осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации и проводится по свободному выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. 

ВОПРОС: Какой выбор предлагается родителям и детям в рамках учебного курса ОРКСЭ? 
ОТВЕТ: Комплексный учебный курс ОРКСЭ имеет в своем составе шесть модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». 

ВОПРОС: Будет ли организовано обучение, если модуль выбрал один учащийся и если он будет единственным в своем выборе во всей параллели 4-х классов? 
ОТВЕТ: Школа обязана обеспечить преподавание модуля, даже если его выбрал только один учащийся. 

 ВОПРОС: Какие аспекты религиозных культур изучаются в рамках комплексного курса? 
ОТВЕТ: Содержание модулей ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой (история, традиции, нравственные ценности, выдающиеся представители и т.п.) и не включает специальных богословских вопросов. Все модули без исключения имеют общую стержневую идею (любовь к Родине-России, единство Российского государства, межконфессиональный мир и сотрудничество на общее благо. Содержание каждого модуля комплексного курса ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений. 

ВОПРОС: Кто имеет право преподавать данный курс и кто в Надымских школах обучает детей ОРКСЭ? В какой мере к процессу преподавания могут быть привлечены представители религиозных организаций, диаспор? 
ОТВЕТ: Вести курс могут исключительно педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку. В ходе подготовки учителей возможно проведение встреч с представителями религиозных организаций. Однако, каждый должен быть на своем месте и выполнять свои непосредственные функции.
Будут ли эти уроки посещать священнослужители, зависит от того, каким образом выстроится взаимодействие между школой и религиозными организациями, пытающимся осуществлять сотрудничество с данной школой. Религиозные организации могут оказывать консультативную помощь преподавателям ОРКСЭ, помогать администрации школы в консультировании родителей. Священнослужители могут участвовать в беседах с учащимися (но не проводить уроки по программе модуля), организовывать экскурсии в храм, мечеть, синагогу или другие культовые сооружения. Это возможно на основании последних нормативных документов федерального и регионального уровня, однако данные мероприятия должны быть обязательно согласованы с администрацией школы, родителями и преподавателем, заранее спланированы и реализованы в соответствии с взаимно оговоренными условиями. 

ВОПРОС: Как быть, если ни родители, ни дети не хотят изучать этот курс? А можно вообще отказаться от изучения ОРКСЭ? Можно ли менять модуль? 
ОТВЕТ: Комплексный учебный курс ОРКиСЭ обязателен для изучения. Имеет в своем составе шесть модулей, которые способны удовлетворить запросы подавляющего большинства населения России.
Вообще отказаться нельзя. Можно выбрать модуль, содержание которого соответствует Вашему мировоззрению.
Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны без учета мнения родителей учащегося определять какой именно модуль будет изучать ребенок. Организация процедуры выбора в обязательном порядке должна включать участие школьного совета. Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определенного модуля для обучения своего ребенка.
В процессе изучения курса ОРКСЭ можно поменять изучаемый модуль. Для этого родителям учащегося необходимо написать заявление на имя директора школы, который обязан обеспечить Вам и Вашему ребенку такую возможность. 

ВОПРОС: Как оцениваются знания по ОРКСЭ? 
ОТВЕТ: Как можно измерить результативность курсов духовно-нравственной направленности?
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. Система оценивания в каждом классе, учебной группе может определяться, исходя из конкретной ситуации.
Комплексный учебный курс ОРКиСЭ объявлен безотметочным, поэтому жёсткие, требования по оценке успеваемости и по результатам освоения курса не предусматриваются. Возможно применение безоценочных форм, например, «зачтено» или «не зачтено» и др. 

ВОПРОС: Есть ли домашние задания и обязательно ли их выполнять? 
ОТВЕТ: Домашние задания в рамках курса ОРКСЭ носят творческий характер. Их объем находится в рамках норм, предусмотренных санитарными правилами для учащихся согласно их возрастным особенностям, как объем заданий любого другого предмета федерального государственного образовательного стандарта.
Что касается обязательности выполнения домашних заданий, то конечно «двойку» за невыполненное задание Вашему ребенку никто не поставит, но и качество изучения Вашим ребенком предмета в таком случае будет желать лучшего.
Кроме того, неподготовленный ученик будет чувствовать себя неловко по сравнению с подготовленными одноклассниками. Задания предусматривают включение родителей в деятельность по их подготовке, а это в свою очередь означает, что неподготовленный ребенок не будет чувствовать поддержки со стороны своей собственной семьи. Это серьезные вещи, над которыми стоит задуматься. 

ВОПРОС: Предполагает ли этот курс его дальнейшее изучение в последующих классах? Будет ли продолжение курса в дальнейшем? 
ОТВЕТ: Предполагается, что по итогам реализации введения комплексного учебного курса ОРКСЭ и анализа его результатов может быть изменен формат курса. Однако это во многом зависит от запроса родителей, учащихся и учителей. Если запрос на расширение рамок курса ОРКСЭ будет выражен в результатах мониторингов и обращений общественности, то возможно, что преподавание курса получит свое продолжение и распространится на другие параллели классов. 

ВОПРОС: В какой мере к процессу преподавания могут быть привлечены родители? Могут ли они посещать уроки ОРКСЭ? 
ОТВЕТ: Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования должно осуществляются не только школой, но в первую очередь и прежде всего семьей. При организации нравственного уклада жизни младшего школьника, взаимодействие школы и семьи, несомненно, имеет решающее значение, так как семейные традиции, нравственный уклад и религиозные убеждения – один из важнейших компонентов, формирующих мировоззрение обучающегося. Поэтому системное тесное сотрудничество с родителями школьников на протяжении всего изучения курса ОРКСЭ – одно из важных условий эффективной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Вместе с тем необходим комплекс действий, направленных на повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) их информированности о целях и задачах курса ОРКСЭ.
Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей должны быть согласованы с планами воспитательной работы школы. Работа с родителями, как правило, должна предшествовать работе с учащимися и подготавливать к ней.
Родители могут посещать уроки ОРКСЭ на тех же основаниях, что и занятия по другим основным предметам, т.е. с разрешения администрации школы и учителя. Целесообразно приглашать родителей (законных представителей) на обобщающие уроки, завершающие изучение отдельных тем, внеклассные мероприятия, а также для участия в организации образовательных экскурсий, тематических лекций, презентаций.