Администрация Надымского района    |    Департамент образования ЯНАО
Для слабовидящих
15 мая 2021, суббота, 18:40
ПРИЕМНАЯ: + 7 (3499) 53-52-79
Виртуальная приемная →

Новости отрасли

25 октября 2013
Об изменении порядка формирования федерального перечня учебников
Министерство образования и науки РФ опубликовало Предложения по изменению порядка формирования ежегодного федерального перечня учебников на своем портале.
Проект нового порядка формирования федерального перечня учебников опубликован на Едином портале раскрытия информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения regulation.gov.ru для общественного обсуждения с участием учителей, учащихся, родителей и всех желающих. Адрес страницы проекта: http://regulation.gov.ru/project/4530.html 

 Информация о проведении экспертизы учебников 
для общеобразовательных учреждений 
         В связи с поступающими обращениями по вопросам проведения экспертизы учебников для общеобразовательных учреждений Министерство образования и науки Российской Федерации сообщает. 
1. В общеобразовательных учреждениях в учебном процессе используются учебники и учебные пособия. Учебник – это учебное издание, содержащее систематическое изложение содержания школьного предмета. Учебное пособие – печатное учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник. Вопросы экспертизы учебников и учебных пособий регламентируются по-разному. 
 2. Действующая в настоящее время процедура экспертизы учебников была установлена в 2005 году. По решению президиума Совета при Президенте России по науке, технологиям и образованию экспертиза учебников проводится с участием авторитетных экспертных организаций – Российской академии наук (на предмет соответствия содержания учебника современным научным представлениям) и Российской академии образования (на предмет соответствия содержания учебника образовательному стандарту, возрастным и психологическим особенностям школьников). 
3. Для проведения экспертизы учебника юридическое или физическое лицо, заинтересованное в проведении данной экспертизы, направляет в экспертные организации заявление и предоставляет оригинал-макет учебника. Результат экспертизы оформляется в виде экспертного заключения (положительного или отрицательного). Учебник, получивший отрицательное экспертное заключение, повторно на экспертизу в текущем году не принимается. 
          При наличии двух положительных заключений учебник автоматически включается в федеральный перечень учебников, на основании которого школы осуществляют закупки учебников. 
4. Научный потенциал, авторитет государственных академий позволили обеспечить более высокое качество экспертизы и существенно снизили количество нареканий к учебникам со стороны учителей, школьников и родителей. В целом, ужесточение порядка формирования федеральных перечней учебников привело к повышению качества школьной литературы. 
5. Вместе с тем, в связи с ростом количества учебников в перечне, развитием новых информационно-коммуникационных технологий и изменением законодательства в сфере образования, в настоящее время назрела необходимость совершенствования порядка экспертизы школьных учебников и учебных пособий. 
           В Министерстве формируется Рабочая группа по разработке нового порядка экспертизы учебников, а также порядка отбора организаций, издающих учебные пособия. В состав рабочей группы приглашены представители педагогического сообщества, представители книжных издательств, депутаты Государственной Думы, представители Российской академии наук и Российской академии образования. 
6. Основными вопросами для обсуждения Рабочей группы станут совершенствование процедуры экспертизы учебников и учебных пособий, включение общественных объединений учителей-предметников в число экспертных организаций, создание электронных учебников, изменение сроков действия федерального перечня школьных учебников, введение механизма исключения учебников из перечня. 
           Деятельность Рабочей группы будет носить открытый характер. Проект нового порядка экспертизы будет опубликован на официальном сайте Министерства для широкого обсуждения с участием учителей, учащихся, родителей и всех желающих. 

 По материалам Министерства образования и науки 
           По результатам деятельности созданной при Министерстве образования и науки Российской Федерации Рабочей группы по разработке проектов порядка формирования федерального перечня учебников и порядка отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, выработаны предложения по изменению порядка формирования ежегодного федерального перечня учебников. 
           Среди подготовленных предложений можно отметить ряд новаций: 
1) для обеспечения последовательного изложения учебного материала и преемственности при изучении предметов обеспечить приоритет при включении в перечень учебников, составляющих завершённую предметную линию (с 1 по 4, с 5 по 9, с 10 по 11 классы); 
2) расширить спектр организаций, обеспечивающих проведение общественно-профессиональной экспертизы, привлечь к процедуре экспертизы представителей родительской общественности; 
3) ввести коллегиальный принцип принятия решения о включении учебника в федеральный перечень; 
4) формировать перечень с учётом срока действия федерального государственного образовательного стандарта и срока износа учебника;
5) предусмотреть процедуру исключения учебника из федерального перечня. 

           Также при принятии решения о включении учебника в федеральный перечень представляется целесообразным учитывать: 
- наличие прилагаемых учебно-методических комплексов для учителей (облегчит учителю задачу выбора учебника и поможет в подготовке к учебным занятиям), 
- наличие электронного приложения к учебнику либо электронной мультимедийной версии учебника (аудиовизуальное содержание, полнотекстовая поисковая система и другие интерактивные сервисы поспособствуют лучшему усвоению учебного материала как на занятиях, так и в домашних условиях). 

            Планируется, что учебники, отобранные по новому порядку, поступят в общеобразовательные учреждения в 2014/2015 учебном году.


Другие события: