Администрация Надымского района    |    Департамент образования ЯНАО
Для слабовидящих
6 июля 2022, среда, 06:32
ПРИЕМНАЯ: + 7 (3499) 53-52-79
Виртуальная приемная →
Июль 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27282930123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Июль 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27282930123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Отписаться
Официальный информационный портал единого государственного экзамена
Открытый опрос о работе Департамента образования Надымского района в 2021 году
Опрос по организации работы по соблюдению объемов домашних заданий обучающихся
Министерство просвещения Российской Федерации
Администрация Надымского района
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)
Официальный интернет-портал правовой информации
Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Национальный проект «Образование»
Памятные даты военной истории России
Видеоролики лучших практик организации образовательного процесса и пространства
Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ
Уютный Ямал — Создаем Вместе! Проект поддержки местных инициатив
Международный молодежный конкурс социальной антикоррупционной рекламы «Вместе против коррупции»
Федеральный портал информационно-просветительской поддержки родителей «растимдетей.рф»
Формирование комфортной городской среды

Раздельный сбор твердых коммунальных отходов

Особую актуальность обретает раздельный сбор отходов, образующихся в результате той или иной деятельности. В России стартовала «мусорная реформа», которая предусматривает существенные изменения правил обращения с твердыми коммунальными отходами. Про раздельный сбор мусора в нашей стране уже давно ведут речь активисты «зеленых» движений и общественники. В других странах сортировка отходов как на уровне производственных компаний, так и на бытовом уровне давно налажена и работает как часы.
Аналитические отчеты говорят, что за год в мире выбрасывают 2 миллиарда тонн твердых бытовых отходов; на Россию приходится 70 миллионов тонн. Почти половина — 44% — это органический и пищевой мусор, еще 17% — бумага и картон, а пластиковые отходы составляют около 12%, в России это примерно 3 миллиона тонн.
Большую часть этих твердых отходов можно было бы переработать, но около 90% отправляется на гигантские полигоны, где эти отходы разлагаются. Для полного распада некоторых материалов — например, резины, пластика и металлов — требуются сотни лет.
В России все больше организаций продвигают идеи раздельного сбора мусора. Их развитием занялся даже Российский футбольный союз. В прошлом году экологическим партнером РФС стала крупнейшая нефтехимическая компания России СИБУР, вместе с которой был запущен флешмоб #футботлчеллендж (нужно было эффектно отправить пластиковую бутылку в специальный контейнер для раздельного сбора и снять это на видео). Кроме того, планируется, что на всех аренах, где проходят турниры Российского футбольного союза, будет организован раздельный сбор пластиковых бутылок.
Далеко не все бумажные изделия могут стать вторсырьем. Например, мало кто берется за переработку упаковки «Тетрапак» и аналогов из-за их многослойности (они состоят из нескольких слоев бумаги, пластика и алюминия). Также не перерабатывают подгузники, прокладки, использованные бумажные салфетки и полотенца, бумажную одноразовую посуду. В контейнер со вторсырьем можно и нужно отправлять картонные коробки и упаковку, книги, журналы, газеты и тетради; главное — чтобы они не были испачканы ничем жирным. Упаковки для яиц и втулки принимают не везде.
На вторичную переработку сдаются алюминиевые и жестяные банки, металлические крышки, но предварительно их надо ополоснуть от остатков еды и сплющить. Стеклянные бутылки перед сдачей тоже нужно помыть, а также удалить крышки и пробки.
Федеральное законодательство о раздельном сборе
Долгое время даже само понятие «раздельный сбор» в России было вне законодательных формулировок. Лишь в 2017 году в Федеральном законе № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г., в редакции Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты РФ» появились соответствующие термины и полномочия у органов власти:
Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами:
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:
  • организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;
  • утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления);
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами:
  1. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
  2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
  3. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
Статья 13. Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований
  1. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
  2. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Термин «раздельное накопление отходов» вводится статьей 13.4. Согласно ей, раздельное накопление – накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов. Места (площадки) накопления должны соответствовать требованиям законодательства. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. Обустройство мест накопления ТКО регламентируется Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. N 1039 «Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра».
Кстати!
Федеральным законом № 503-ФЗ введен и собственно термин «накопление отходов» – складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Правила обращения с ТКО
Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами утверждены Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016г. № 1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008г. № 641». Правила устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Обращение с ТКО на территории субъекта РФ обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Договор заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Раздельный сбор: Транспортирование ТКО
Правилами предусмотрен порядок осуществления транспортирования ТКО. Согласно данному порядку потребители складируют отходы в специально отведённых местах накопления ТКО, определённых договором с региональным оператором и схемой обращения с отходами. В местах накопления ТКО и КГО (крупногабаритные отходы) складируются в контейнеры.
Согласно данному порядку, п. 14:
В контейнерах запрещается складировать горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
К транспортированию в рамках данных Правил запрещаются опасные вещества, отнесенные к опасным грузам в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов. Региональному оператору запрещается осуществлять транспортирование указанных опасных веществ (грузов) в составе или под видом твердых коммунальных отходов.
Пункты 19-22 Правил посвящены непосредственно раздельному сбору ТКО:
19. В случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, потребители обязаны осуществлять разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов. Осуществление такого разделения твердых коммунальных отходов не влечет необходимости получения потребителем лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности.
20. Накопление отходов электронного оборудования осуществляется в соответствии с порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления), утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
21. Запрещается организовывать места накопления отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства, входящих в состав твердых коммунальных отходов, на контейнерных площадках и специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов без письменного согласия регионального оператора.
22. Накопление и сбор отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства, входящих в состав твердых коммунальных отходов, может осуществляться путем организации стационарных и мобильных пунктов приема отходов, в том числе через автоматические устройства для приема отходов.
В данных пунктах описан примерный порядок и ограничения при организации раздельного сбора отходов. Обратите внимание, что деятельность по разделению ТКО на фракции вторсырья – фактически деятельность по обработке отходов. Поэтому здесь отдельно оговорено, что лицензия на таковое разделение не требуется.
Упор в правилах делается на запреты – накапливать отходы от использования товаров рядом с разделенным ТКО, накаливать отходы электронного оборудования не по правилам. Однако одних ограничений для организации раздельного сбора отходов недостаточно.
Обязателен ли раздельный сбор?
Пункт 20 говорит о законе, устанавливающем порядок накопления ТКО. Таковые законы являются региональными нормативными актами и уже начали приниматься повсеместно по всем субъектам РФ, далее мы рассмотрим пример такого документа.
Пункты 21 и 22 отсылают нас к законодательной базе механизма расширенной ответственности производителя и импортера товаров, при потере потребительских свойств которых образуются отходы. Юридические лица и ИП, производители и импортеры товаров, обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством РФ нормативов утилизации.
Согласно статье 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ в случае недостижения нормативов утилизации производителем, импортером, которые взяли на себя обязательство по самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, предусматривается уплата экологического сбора. Данный закон стимулирует организацию производителями (импортерами) сбора отходов от использования товаров в специальных местах для дальнейшей их утилизации. Закон расширенной ответственности производителей – один из этапов внедрения раздельного сбора отходов. Таким образом, пункты 21 и 22 добавлены, чтобы предупредить сбор таких отходов на контейнерных площадках ТКО по инициативе производителей или потребителей.
Третий раздел данного нормативно-правового акта (НПА) предусматривает порядок осуществления обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО. Здесь говорится о приоритетности автоматизированной сортировки ТКО, при этом нужно выбирать технологии, обеспечивающие получение конечного продукта, доступного для применения в других технологических процессах в качестве исходного сырья или добавки к основному сырью. Обязательно обеспечение извлечения отходов I, II классов опасности (например, ртутные лампы, батарейки) при обработке ТКО. Для сортировки и обработки отходов региональные операторы будут заключать договора с операторами на обработку, обезвреживание, захоронение ТКО.
Ситуации, когда разделять отходы становится не правом, а обязанностью:
При установлении и (или) предоставлении оператором дополнительных контейнеров и (или) специально предназначенных емкостей для накопления отходов, содержащих определенные компоненты и (или) отдельные фракции ТКО, образователь ТКО обязан осуществлять разделение ТКО по видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельно предоставленные контейнеры и (или) специально предназначенные емкости.
Таким образом, если оператор согласен на прием раздельных фракций отходов с условием гарантированной дальнейшей их утилизации – граждане-образователи отходов обязаны отходы разделять. При этом порядок содержит требования к таким контейнерам:
Для раздельного накопления ТКО используются контейнеры и (или) специально предназначенные емкости:
  • для отходов, содержащих следующие компоненты: полимерные материалы, бумага, картон, стекло, металл;
  • для прочих отходов.
Пункт 22 говорит о том, что контейнеры для раздельного накопления отходов должны быть легко различимы посредством маркировки с перечнем принимаемых фракций ТКО и контактных данных оператора, специально предназначенные емкости для раздельного накопления отходов должны быть различимы по цвету и (или) материалу. Отдельно оговорено, что в такие контейнеры для раздельного сбора не допускается складировать не предназначенные для них отходы, и при транспортировании отходов оператору запрещается вывоз отсортированных ТКО и прочих в одном объеме кузова транспортного средства.
Согласно требованиям раздела, организация раздельного накопления ТКО в зависимости от объемов образуемых отходов (вторичных материальных ресурсов) и плотности застройки территории может осуществляться следующими способами:
  • установка специальных контейнеров для раздельного накопления бумаги, стекла, пластика, металла;
  • установка контейнеров для утильных фракций (бумага, стекло, пластик и пр.) и стандартных контейнеров для ТКО (с пищевой составляющей);
  • создание пунктов приема вторичных материальных ресурсов или организация площадок раздельного накопления ТКО;
  • организация передвижных пунктов накопления вторичных материальных ресурсов.
Маркировка контейнеров для раздельного сбора
Установка специальных контейнеров для разных типов отходов позволяет упростить раздельный сбор мусора.
Часто используются разноцветные баки:
Маркировка контейнеров
«Бумага» – синий цвет;
«Несортированные коммунальные отходы» – зеленый цвет;
«Пластик» – желтый цвет;
«Опасные ртутьсодержащие отходы и источники питания» – оранжевый цвет;
«Cтекло» – красный цвет;
«Электронное и электрическое оборудование, утратившее потребительские свойства» – серый цвет.
При этом дифференциация отходов по видам осуществляется в соответствии с их классификацией, приведённой в Федеральном классификационном каталоге отходов. Раздельно собранные компоненты ТКО, являющиеся вторичными материальными ресурсами, подлежат передаче организациям, осуществляющим их обработку и утилизацию.
Заключение
Возникли ожесточённые споры относительно «мусорной реформы». Одни специалисты считают, что это – «мертворожденное дитя» и провальный проект, другие называют его грандиозной выкачкой денег из населения, третьи восторженно отзываются об этой затее и говорят, что наконец-то мы выйдем на высокий уровень по обработке и утилизации отходов.
Все реформы нужно с чего-то начинать. Никогда нововведения не проходят гладко. Для стабилизации и полноценной работы созданной системы необходимо время, финансовый приток и кропотливый труд тысяч специалистов. В целом она способна улучшить состояние окружающей среды.
Листовка 1 (845 Кб, .pdf)
Листовка 2 (707 Кб, .pdf)
Листовка 3 (870 Кб, .pdf)
Листовка 4 (2 744 Кб, .pdf)
Листовка 5 (423 Кб, .pdf)